United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

+7 (495) 222-85-50
г. Москва, м. Тургеневская
Кривоколенный пер., 9с1

ПОДДЕРЖКА  БИЗНЕСА.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ ОРГАНАМИ.

Очень важным звеном в повседневной деятельности предпринимателей являются вопросы защиты своего бизнеса от несанкционированных проверок со стороны сотрудников государственных органов. В соответствии с Законом Российской Федерации № 294 проверки носят как плановый, так и внеплановый характер. Итак, может возникнуть ситуация, когда в Ваш офис придут проверяющие. Это могут быть и сотрудники налоговой инспекции, это может быть уполномоченный участковинспектор, или представители службы государственной пожарной охраны,  торговой инспекции и т. д.

Важно различать понятия санкционированных и несанкционированных проверок Вашей финансово-хозяйственной деятельности.

Санкционированная проверка – это когда в офис приходит сотрудник государственных органов с отдельным постановлением, подписанным или утвержденным его непосредственным руководителем, с соответствующей печатью и подписями.

Несанкционированная проверка – это когда к Вам для проверки приходят представители государственной службы без какой-либо утвержденной руководством бумаги.

Кроме того, возникает вопрос: А кто они, эти проверяющие? Необходимо помнить, что  проверяющие – это должностные лица, которые наделены полномочиями по Закону и обладают конкретными правами и обязанностями по своему направлению деятельности.

Крайне важны действия сотрудников компании при прибытии проверяющих сотрудников государственных служб.

В данной статье мы остановимся на основных вопросах взаимодействия бизнесменов, действий их сотрудников при прибытии к Вам в офис или на склад, или в Ваш магазин проверяющих.

Каждый руководитель организации и его сотрудники просто должны быть готовы к встрече проверяющих.

Для этих целей со своими подчиненными необходимо провести некоторые организационные мероприятия.

Итак, первое.

Подготовительные мероприятия.

В организации необходимо создать наблюдательное делопроизводство и подготовить все необходимые документы для представления проверяющим. Лучше всего, как показывает практика, подготовить для своих сотрудников соответствующую Памятку на случай проверки, которую изучить с персоналом.

Документы, которые существуют в единственном экземпляре, хранятся отдельно у руководителя компании. При необходимости снимаются копии, заверяются у нотариуса и представляются по требованию проверяющему.

Далее, необходимо провести разъяснительную работу с персоналом компании, по результатам которой сотрудники должны знать: 

  • название компании;
  • Ф.И.О руководителей;
  • свою должность;
  • дату приема на работу;
  • свои обязанности по трудовому договору (контракту), включая заработную плату;
  • место жительства (регистрации);
  • конкретное рабочее место. 

На другие вопросы при проверке сотрудники могут не отвечать.

Второе.

Сам процесс проверки. Каковы же действия персонала компании?

В случаях, когда на момент  прибытия проверяющих в компанию, на месте отсутствуют руководители (генеральный директор, его заместители, директора направлений производственной деятельности), дежурный менеджер или секретарь узнают цель визита, и сообщают руководителям.

Руководитель компании или его заместитель после получения информации о проверке обязаны прибыть на рабочее место и организовать работу с проверяющими, в том числе: 

  • предоставить место для проверяющего;
  • выяснить направление проверки (что будут проверять?);
  • по этикету предложить чай или кофе;
  • предоставить необходимую по запросу документацию;
  • при необходимости поручить работу с проверяющими подготовленному сотруднику компании по направлению проверки;
  • на период проверки находиться рядом с проверяющим и лично присутствовать при проверке каждого документа;
  • быть готовым разъяснить проверяющему (ответить на) все интересующие вопросы. 

Не рекомендуется поручать работу с проверяющими сотрудникам, юридически и информационно не подготовленным, а также  связанным с финансово-отчетной документацией (главный бухгалтер и т. д).

В работе с проверяющими руководитель или его заместитель обязаны детально ознакомиться с текстом постановления, которое представляется при проверке, включая:

  • соответствие фамилий проверяющих с данными, указанными  в постановлении;
  • соответствие подписей руководителей и наличие печатей органа проверки.

При прибытии в офис сотрудников из государственных органов без соответствующих постановлений (несанкционированная проверка), предмета для проверки нет, значит ничего представлять не нужно, тем более объясняться.

Далее, в соответствии с постановлением представляются необходимые документы. Необходимо знать, что при проведении проверки или по ее результатам, документы не изымаются и не копируются. Это допускается только тогда, когда проверка проводится в рамках уголовного или административного законодательства.

Третье.

Каждый руководитель должен обладать знаниями по существу прав и обязанностей самих проверяющих.

Один из  примеров.

Допустим, Вам в офис прибыли сотрудники ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

По прибытии проверяющие представляются (с предъявлением служебных удостоверений и названия ОВД), информируют руководство организации о целях визита.

Основанием для проверки является  Постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности.

Постановление подписывается руководителем, с указанием его должности, названия ОВД.

В постановлении определяется полный перечень вопросов и сведений, подлежащих проверке.

С постановлением в обязательном порядке знакомится руководитель проверяемого предприятия, которому под роспись вручается копия постановления.

Проверке подлежат: 

  • учредительные документы;
  • документы по аренде помещения;
  • разрешение на реализацию продукции;
  • разрешительные документы на установку рекламы;
  • налоговые, экономические и финансовые документы, включая сертификаты качества;
  • контрольно кассовые машины и кассовые журналы;
  • договоры поставки и сведения о поставщиках. 

Также 

  • производится осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;
  • при необходимости проводится закупка товара;         
  • изучаются документы производственной и хозяйственной деятельности;
  • на время проведения проверки (в случае необходимости) опечатываются кассы, помещения и места хранения документов, денег и материальных ценностей. 

Срок проведения проверки до 10 дней.

В отдельных случаях проверяющие вправе самостоятельно возбудить административное дело с составлением протокола  и в соответствии с Административным Кодексом РФ руководитель ОВД накладывает штраф как на юридическое, так и на физическое лицо.

По результатам проверки, в случаях нарушения отдельных норм и требований по предпринимательской деятельности, возможно обращение сотрудников ОБЭП с ходатайством к прокурору о возбуждении уголовных дел по отдельным статьям Уголовного Кодекса РФ.         

Изъятие или выемка документов, денег и материальных ценностей проводится только в рамках возбужденного уголовного дела и по Постановлению, подписанному прокурором (заместителем прокурора), при наличии гербовой печати прокуратуры.

Обыск в производственных и офисных помещениях, а также изъятие документов, составляющих коммерческую тайну, производится только по решению суда.

Другой пример. Сотрудники полиции. Какие у них права?

Офис могут проверять участковый уполномоченный, оперуполномоченный уголовного розыска (УР).

Участковый уполномоченный полиции закрепляется за объектами промышленности, торгового и бытового обслуживания, жилого сектора по дислокации территориального ОВД.

На закрепленной территории имеет право  без предварительного согласования, без соответствующих сопроводительных документов, проверять производственные и офисные помещения в любое время суток при совершении правонарушения, при предъявлении соответствующего постановления при  расследовании уголовного дела – в рабочее время.

По прибытии сотрудники представляются (с предъявлением служебных удостоверений и названия ОВД), информируют руководство предприятия о целях визита.

Проверке подвергаются: 

  • персонал предприятия, включая место рождения и проживания, место регистрации и жительства и какие работы выполняет;
  • автотранспорт предприятия, частные автомобили (документы на регистрацию, закрепление и т.д.);
  • документы по аренде;
  • производится осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений. 

Участковый уполномоченный и оперуполномоченный УР по своим должностным обязанностям  не вправе проверять документы финансовой деятельности и документы, составляющие коммерческую тайну.

По результатам проверки при необходимости (выявление недостатков), составляется акт от своего имени или выносится предписание от имени начальника ОВД и/или его заместителя с указанием недостатков и сроков их устранения.

Как мы видим, каждому руководителю организации стоит готовиться заранее к возможным проверкам. Для подготовки соответствующей Памятки для персонала необходимы опытные юристы. К тому же, необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательной базе в области контролирующих органов и вносить в Памятку соответствующие изменения и дополнения.

Вернуться назад