United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

+7 (495) 222-85-50
г. Москва, м. Тургеневская
Кривоколенный пер., 9с1

Взаимодействие с проверяющими органами.

Очень важным звеном в повседневной деятельности предпринимателей являются вопросы защиты своего бизнеса от несанкционированных проверок со стороны сотрудников государственных органов. В соответствии с Законом Российской Федерации № 294 проверки могут быть как плановыми так и внеплановыми. Итак, может возникнуть ситуация, когда в Ваш офис придут проверяющие. Это могут быть и сотрудники налоговой инспекции, это может быть уполномоченный участковый инспектор, или представители службы государственной пожарной охраны, торговой инспекции и т. д.

Важно различать понятия санкционированных и несанкционированных проверок Вашей финансово-хозяйственной деятельности.

Санкционированная проверка – это когда в офис приходит сотрудник государственных органов с отдельным постановлением, подписанным или утвержденным его непосредственным руководителем, с соответствующей печатью и подписями.

Несанкционированная проверка – это когда к Вам для проверки приходят представители государственной службы без какой-либо утвержденной руководством бумаги.

Кроме того, возникает вопрос: А кто они, эти проверяющие? Необходимо помнить, что  проверяющие – это должностные лица, которые наделены полномочиями по Закону и обладают конкретными правами и обязанностями по своему направлению деятельности.

Крайне важны действия сотрудников компании при прибытии проверяющих сотрудников государственных служб.

В данной статье мы остановимся на основных вопросах взаимодействия бизнесменов и проверяющих сотрудников при прибытии к первым в офис, на склад, или в магазин.

Каждый руководитель организации и его сотрудники просто должны быть готовы к встрече проверяющих.

Для этих целей со своими подчиненными необходимо провести некоторые организационные мероприятия.

Итак, первое.

Подготовительные мероприятия.

В организации необходимо создать наблюдательное делопроизводство и подготовить все необходимые документы для представления проверяющим. Лучше всего, как показывает практика, подготовить для своих сотрудников соответствующую Памятку на случай проверки, которую персонал должен хорошо изучить.

Документы, которые существуют в единственном экземпляре, хранятся отдельно у руководителя компании. При необходимости снимаются копии, заверяются у нотариуса и представляются по требованию проверяющему.

Далее, необходимо провести разъяснительную работу с персоналом компании, по результатам которой сотрудники должны знать:

- название компании;

- Ф.И.О руководителей;

- свою должность;

- дату приема на работу;

- свои обязанности по трудовому договору (контракту), включая заработную плату;

- место регистрации компании;

- конкретное рабочее место.

На другие вопросы при проверке сотрудники могут не отвечать.

Второе.

Сам процесс проверки. Каковы же должны быть действия персонала компании?

В случаях, когда на момент  прибытия проверяющих в компанию, на месте отсутствуют руководители (генеральный директор, его заместители, директора направлений производственной деятельности), дежурный менеджер или секретарь узнают цель визита, и сообщают руководителям.

Руководитель компании или его заместитель после получения информации о проверке обязаны прибыть на рабочее место и организовать работу с проверяющими, в том числе:

- предоставить место для проверяющего;

- выяснить направление проверки (что будут проверять?);

- по этикету предложить чай или кофе;

- предоставить необходимую по запросу документацию;

- при необходимости поручить работу с проверяющими подготовленному сотруднику компании по направлению проверки;

- на период проверки находиться рядом с проверяющим и лично присутствовать при проверке каждого документа;

- быть готовым разъяснить проверяющему (ответить на) все интересующие вопросы.

Не рекомендуется поручать работу с проверяющими сотрудникам, юридически и информационно не подготовленным, а также связанным с финансово-отчетной документацией (главный бухгалтер и т. д).

В работе с проверяющими руководитель или его заместитель обязаны детально ознакомиться с текстом постановления, которое представляется при проверке, включая:

- соответствие фамилий проверяющих с данными, указанными  в постановлении;

- соответствие подписей руководителей и наличие печатей органа проверки.

При прибытии в офис сотрудников из государственных органов без соответствующих постановлений (несанкционированная проверка), предмета для проверки нет, значит ничего представлять не нужно, тем более объясняться.

Далее, в соответствии с постановлением представляются необходимые документы. Необходимо знать, что при проведении проверки или по ее результатам, документы не изымаются и не копируются. Это допускается только тогда, когда проверка проводится в рамках уголовного или административного расследования.

Третье.

Каждый руководитель должен знать права и обязанности самих проверяющих.     Один из примеров.

Допустим, Вам в офис прибыли сотрудники ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

По прибытии проверяющие обязаны представиться (с предъявлением служебных удостоверений и названия ОВД) и информировать руководство организации о целях визита.

Основанием для проверки является  Постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности.

Постановление подписывается руководителем, с указанием его должности, названия ОВД.

В постановлении определяется полный перечень вопросов и сведений, подлежащих проверке.

С постановлением в обязательном порядке знакомится руководитель проверяемого предприятия, которому под роспись вручается копия постановления.

Проверке подлежат:

- учредительные документы;

- документы по аренде помещения;

- разрешение на реализацию продукции;

- разрешительные документы на установку рекламы;

- налоговые, экономические и финансовые документы, включая сертификаты качества;

- контрольно кассовые машины и кассовые журналы;

-  договоры поставки и сведения о поставщиках.

Также

- производится осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;

- при необходимости проводится закупка товара;         

- изучаются документы производственной и хозяйственной деятельности;

- на время проведения проверки (в случае необходимости) опечатываются кассы, помещения и места хранения документов, денег и материальных ценностей.

Срок проведения проверки до 10 дней.

В отдельных случаях проверяющие вправе самостоятельно возбудить административное дело с составлением протокола и в соответствии с Административным Кодексом РФ руководитель ОВД может наложить штраф как на юридическое, так и на физическое лицо.

По результатам проверки, в случаях нарушения отдельных норм и требований по предпринимательской деятельности, возможно обращение сотрудников ОБЭП с ходатайством к прокурору о возбуждении уголовных дел по отдельным статьям Уголовного Кодекса РФ.         

Изъятие или выемка документов, денег и материальных ценностей проводится только в рамках возбужденного уголовного дела и по Постановлению, подписанному прокурором (заместителем прокурора), при наличии на нем гербовой печати прокуратуры.

Обыск в производственных и офисных помещениях, а также изъятие документов, составляющих коммерческую тайну, производится только по решению суда.

Другой пример. Сотрудники полиции. Какие у них права?

Офис могут проверять участковый уполномоченный, оперуполномоченный уголовного розыска (УР).

Участковый уполномоченный полиции закрепляется за объектами промышленности, торгового и бытового обслуживания, жилого сектора по дислокации территориального ОВД.

Во время расследования уголовного дела, на закрепленной территории участковый имеет право проверять производственные и офисные помещения в любое время суток, без предварительного согласования и соответствующих сопроводительных документов, но при предъявлении соответствующего постановления.

По прибытии сотрудники представляются (с предъявлением служебных удостоверений и названия ОВД), информируют руководство предприятия о целях визита.

Проверке подвергаются:

- персонал предприятия, включая проверку места рождения и проживания сотрудников, места регистрации и жительства и того, какие работы он выполняет;

- автотранспорт предприятия, частные автомобили (документы на регистрацию, закрепление и т.д.);

- документы по аренде;

- производится осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений.

Участковый уполномоченный и оперуполномоченный УР по своим должностным обязанностям  не вправе проверять документы финансовой деятельности и документы, составляющие коммерческую тайну.

По результатам проверки при необходимости (выявление недостатков), составляется акт от своего имени или выносится предписание от имени начальника ОВД и/или его заместителя с указанием недостатков и сроков их устранения.

Как мы видим, каждому руководителю организации стоит заранее готовиться к возможным проверкам. Для подготовки соответствующей Памятки для персонала необходимы опытные юристы. К тому же, необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательной базе в области контролирующих органов и вносить в Памятку соответствующие изменения и дополнения.

Вернуться назад